Ключи к играм "Багира & Таня" форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к играм "Багира & Таня" форум » Калейдоскоп » Культурное наследие


Культурное наследие

Сообщений 41 страница 60 из 79

41

Но это уже современные традиции.

Девичник

Одним из популярнейших до свадебных обрядов является девичник. По традиции накануне свадьбы невеста собирает своих подруг, чтобы провести с ними последний вечер своей свободной незамужней жизни. Подруги делают символические подарки невесте (что, впрочем, совсем не обязательно), которые будут напоминать ей о годах, проведённых вне брака.Проводить девичник можно в кафе или уютном ресторане, где невесту и её подруг будут ждать хорошее меню и приятная атмосфера, или дома. В последнем случае в оформлении и подготовке праздничного стола невесте может помочь будущая свидетельница. "Домашний" девичник не предполагает шумного застолья. Задушевные песни под караоке, тосты за жениха, возможность поплакаться подругам "в плечико" - вот немудрёный сценарий такого праздника.

Если же девушка хочет отметить это событие нетрадиционно, то она может вместе с подругами посетить сауну. Именно там, в чисто женской компании, невеста сможет непринуждённо расслабиться и отдохнуть, получив массу удовольствия. К тому же такой поход будет иметь и историческую подоплёку. Ведь именно в баню в старину на Руси обязательно ходила в этот день невеста. Девушка с утра пиглашала подруг топить баню, где мылась вместе с ними. Туда же приходили женщины петь свадебные песни и расчёсывать волосы невесте. Девушке полагалось плакать и причитать, прощаясь с девичьей волей. Вообще, самым характерным элементом девичника были печальные девичьи песни о невесте, прощающейся с невинностью и уезжающей "в чужие люди".

Мальчишник

Если последний вечер перед свадьбой невеста проводит в кругу своих подруг, то жених - в кругу своих друзей. Основное содержание мальчишника - обряд прощания с холостой жизнью. Описание каких-либо специальных обрядовых действий на "жениховых посиделках" не сохранилось. Тем не менее, в последнее время именно мальчишник стал модным атрибутом современной свадьбы.

Если жених обеспечен, то он вполне может заказать небольшой фуршет в кафе или баре. Правда, в этом случае мужская компания вряд ли сможет разгуляться вовсю или подебоширить. Поэтому лучше устроить мальчишник дома или на даче, попросив помочь в подготовке праздничного стола маму, сестру или своего свидетеля.

Если у жениха (и обязательно у невесты!) хорошее чувство юмора, друзья могут подарить ему торт, внутри которого его ждёт полуобнажённая девушка. Этот экстремальный подарок будет для жениха последним напоминанием о бурной молодости, проведённой в мужской компании. Кстати, хорошим тоном со стороны невесты считается отсутствие любопытства относительно подробностей пирушки. Вполне уместно проявление несколько наигранной ревности, которая не должна уязвить самолюбие жениха.

В общем, мальчишник должен способствовать поднятию духа жениха. Во время такого обеда жених и все присутствующие мужчины, в заключении праздника должны, вставая, произнести тост за невесту, залпом выпить шампанское и разбить свои бокалы.

0

42

Свадебный поезд

Свадебный поезд отправлялся за невестой из дома жениха. После общей молитвы следовал обряд благословения жениха ехать за невестой и затем к венцу. Дружка, иногда сват, подзывал, обращаясь по имени-отчеству, всех присутствующих, начиная с родителей. Каждому благословляющему жених кланялся три раза и благодарил. Отправление поезда сопровождалось обрядами, преследующими магическую цель - предохраниться от нечистой силы и обеспечить в новой семье рождение детей. Отъезжающие пили пиво или вино непременно домашнего приготовления, их осыпали хмелем и овсом (либо другим зерном).

Дружка с иконой обходил свадебный поезд и кропил людей и лошадей святой водой. После выполнения положенных обрядов поезд отправлялся к невесте.

В русской свадьбе большую роль играли обычаи, связанные с приездом свадебного поезда жениха в дом невесты: преграждение дороги женихову коню, запирание ворот, "продажа" ворот, откуп места для жениха около невесты и т.п.

Подъехав к дому невесты, дружка через запертые ворота вёл переговоры с её отцом или роднёй, иносказательная форма которых напоминала переговоры на сватовстве: "Мы купцы, торгующие красным товаром" или "Заблудились и просим пустить ночевать" и т.д. После переговоров, а иногда денежной платы, дружку, а вслед за ним и весь поезд, пускали во двор.

Сегодня роль свадебного поезда играет кортеж автомобилей или же экипаж с тройкой лошадей.

0

43

Венчание
Таинство венчания

Надо помнить, что брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз.

Родители с обеих сторон по обычаю на венчании не присутствуют.

В старину, если свадьбы игрались весной или осенью, путь молодым от церкви до свадебного поезда устилали цветами, а на купеческих свадьбах для жениха и невесты обязательно стелии ковровую дорожку от поезда до церкви. Через паперть и всю церковь, до самого анолоя, расстилали атласную или бархатную дорожку, по которой жених вёл невесту, на ней же они стояли и во время венчания.

В былые времена нельзя было взять да и жениться по своему усмотрению. Необходимо было получить согласие и благословение на брак не только родителей, но и испросить благословения у своего духовного отца. Теперь эти условия являются скорее не обязательными, а желательными.

Венчаться можно и не в день бракосочетания - и через неделю, и через год. Главное - к Богу надо прийти осознанно. Ведь, надев венцы, супруги будут принадлежать только друг другу. А иначе зачем бы они стали венчаться?

0

44

Славянские идолы

Славянские идолы — каменные и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов Древней Руси. До сегодняшних дней идолов сохранилось крайне мало. Этот факт объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские идолы в большинстве своём были деревянными. Использование дерева а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева — идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества.

Почти все известные сохранившиеся до наших дней каменные славянские идолы были найдены на побережье Чёрного моря и в Приднепровье. Они изображают бородатого бога с мечом у пояса, рогом в правой руке и гривной (ожерельем) на шее. Учёные полагают, что эти идолы были созданы в VI—V вв. до н. э. праславянами-земледельцами, которые вели тогда обширную торговлю хлебом с греческими городами.

Разумеется, невозможно точно назвать имена богов, которых изображали эти идолы, но можно почти наверняка утверждать, что один из них, был земледельческий бог урожая и изобилия (рог символизирует обилие и благополучие), богатства и власти (гривны на шее носили вожди племён), наконец, это — бог-воин, возможно, бог грозы.

Итак, праславянские боги совмещали в себе черты, со временем развившиеся в образах Дажьбога, Ярилы и Перуна. Издревле местом общенародных молений с использованием идолов были горы с безлесной вершиной. Главное святилище Древней Руси находилось на Лысой Горе близь Киева.

Археологические раскопки дают представление о том, как выглядело древнерусское святилище на холме. На вершине холма находилось капище — место, где стоял капь — идол. Вокруг капища шёл земляной вал, на вершине которого горели крады — священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище — там «потребляли», т. е. ели, жертвенную пищу. На ритуальных пирах люди становились как бы сотрапезниками богов. Пир по усопшему мог проходить и под открытым небом, и в особых специально возводимых зданиях, стоящих на том же требище, — хоромах (храмах), первоначально предназначенных исключительно для ритуальных пиров.

Археологические данные об Идолах ограничены: во-первых, большая часть языческих святилищ была разрушена при христианизации славян, деревянные статуи погибли, во-вторых, находки Идолов, прежде всего монументальной каменной скульптуры, как правило, случайны, их датировка и принадлежность тому или иному народу спорны.

Один из самых известных каменных идолов был обнаружен в реке Збруч (левый приток Днестра) в 1848г., и датируется X - XI вв. Предположительное место его первоначального расположения — на городище-«святилище» Богит (У г. Гусятин, Тернопольская обл.). Тем более, что большая часть находок на мысу, где располагалось святилище, интерпретируется археологами как остатки человеческих жертвоприношений идолам.

Четырехгранный столб из серого известняка, высотой 2,67 м, увенчан изображением четырехликого и четырехтелого «божества» под одной шапкой, придающей Идолу в целом фаллическую форму. На одной стороне женский персонаж (с подчеркнутой грудью) держит в руке кольцо (браслет), на другой — питьевой рог, на третьей — мужской персонаж с саблей у пояса (оружие, не характерное для древних славян) и изображение коня, на четвертой — антропоморфный персонаж, лишенный специальных атрибутов. Средний фриз изображает хоровод из двух женских и двух мужских фигур, держащихся за руки; нижний фриз несет изображения трех фигур, поддерживающих руками верхние ярусы; свободная от изображений сторона нижнего фриза интерпретируется как часть, к которой примыкал жертвенник.

Аналогии Збручскому идолу известны в малой скульптуре почти всех славянских регионов: четырехгранный деревянный стержень с четырьмя ликами (конец IX в.) был также обнаружен в Волине (Поморье, Польша), роговое острие, увенчанное четырьмя головками, — в Преславе (Болгария) и др.

Характерный признак высших богов языческого пантеона — многоглавость – позволяет сопоставить Збручский идол и его аналоги с балтийско-славянским четырехглавым Свентовитом; фаллическая форма характерна для Идолов — воплощений связи между землей и небом; четыре лика связаны с четырьмя сторонами света, три фриза Збручского идола — с членением вселенной на небо, землю и преисподнюю.

Можно говорить о том, что Збручский идол способен охарактеризовать весь славянский пантеон: четыре божества верхнего фриза включают мужские, женские персонажи (ср. Перуна и Мокошь, окаймляющих список богов Владимирова пантеона, специальную связь Мокоши с влагой и питьевой рог в руке женской ипостаси); один из персонажей — конник с саблей: ср. предположения о «степном» — иранском происхождении Хорса и Семаргла, включенных в пантеон Владимира. Соответственно хоровод среднего фриза относится к земному миру, внизу изображены хтонические существа преисподней.

Другая серия изображений, сопоставляемых с богами, — трехголовые Идолы : каменная скульптура из Вакан (Хорватия, датировка неясна), сохранившая два лика (третий сколот), сходная скульптура из Глейберга (Дания, датировка не ясна), круглый деревянный стержень с тремя бородатыми ликами, увенчанный фаллической шапкой, — в Свендборге (Дания, X в., — датские находки приписываются балтийским славянам) и ряд других предметов мелкой пластики с мотивом треглавого существа (Балтийский регион, Поморье) увязываются с культом Триглава.

Находки монументальной деревянной (дуб) скульптуры на поселении XI-XII вв. Фишеринзель (оз. Толленсе, Ной-Бранденбург, Германия) отчасти могут характеризовать западнославянский (лужицкий) пантеон: двуглавое божество (высота 1,78 м) с изображением глаз (?) на груди соотносится с близнечными персонажами славянского фольклора, представлениями о сдвоенности и т.п. (ср с Близнецы, Глаза); другая скульптура (1,57 м) — женская, без характерных символических атрибутов. Антропоморфные конструкции использовались по сооружении открытого раскопками святилища в Грос Радене (IX в., Мекленбург, Германия), в частности в качестве двух главных опор кровли.

Далеки от ясности функции малой антропоморфной скульптуры: помимо многоглавых изображений, известны деревянные жезлы с навершиями в виде мужских голов (раскопки в Новгороде, X-XIV вв.), соотносимые иногда с домовыми (без достаточных оснований) или включаемые в более широкую категорию культовых жезлов.

В период христианизации государственные и церковные власти в первую очередь уничтожили Идолов и святилища. Уничтожение принимало форму поругания ложных (бесовских) святынь: ср. низвержение Перуна и др. кумиров в Киеве (988 г.), волочение его Идола, привязанного к хвосту коня, с холма, причем 12 мужей били его «жезлами»; сброшенного в Днепр Перуна провожали до порогов — за пределы Русской земли («Повесть временных лет»). Сходным образом был срублен и сброшен в Волхов Идол Перуна в Новгороде: ср. обычай «пускать по воде» и ритуальное уничтожение обрядовых чучел типа Костромы и т.п. Славянскому Идолу Свентовита по приказу датского короля набросили веревку на шею, протащили посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросили в огонь.

0

45

приметы для благополучия и богатства

-Для этого надо всегда держать дома веник метлой кверху

-Берите деньги левой рукой, а отдавайте правой

-В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы

-Избегайте одалживать деньги во вторник - будете всю жизнь в долгах

-Нужно занять денег у кого-нибудь на молодой месяц, а отдать на ущербный. И обязательно отдавать мелкими купюрами

-Деньги вечером не занимают и не считают: водиться не будут

-На ночь деньги кладите под клеенку, а не на стол. Целей будут

-По закате солнца денег не считать, расчетов не сводить

-Кто носит в кошельке орех-двойчатку - богат будет

-При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились

-Не подбирайте мелочь, особенно если она лежит на перекрестке, так как много болезней сводят на мелочь. Без мелочи Вы обойдетесь, а подняв ее, потеряете здоровье и силу.

-Чтобы всегда водились деньги в доме, нужно постоянно держать в вазе три красные гвоздики, желательно купленные в четверг. Дело в том, что 3 - число Юпитера, а гвоздика - цветок, подвластный этой планете. Во все времена планета Юпитер считалась дарующей богатство и процветание.

0

46

приметы по дням недели

Понедельник и пятница тяжелые дни; вторник и суббота легкие

С понедельник на всю неделю (т.е. счастье или несчастье)

В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы

Избегайте одалживать деньги во вторник - будете всю жизнь в долгах.

В дорогу отъезжай во вторник либо в субботу

В понедельник чихнешь - подарок на неделе

Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет

В понедельник, среду и пяток никакого дела не начинай

Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться

0

47

приметы к ненастью


Кольцо вокруг солнца - к ненастью

Кошка стену дерет - к непогоде

Собака валяется - к ненастью

Кошка лижется по телу - к ненастью

Кошка лижет хвост, прячет голову - к ненастью

Кошка морду хоронит - к ненастью

Ворона купается - к ненастью

Галки чешутся - к ненастью

Ворон каркает - к ненастью, ворона - к ненастью

Земляные черви выползают наружу - к ненастью

Раки на берег выходят - к ненастью

Ломота в теле - к ненастью

Нос залегает - к ненастью

Звон в ушах летом - к ненастью

Пологая и низкая радуга - к ненастью

К ненастью соль сыреет

Туман подымается - к ненастью

0

48

приметы к дождю, снегу

Большие дождевые пузыри - к дождям

Пузыри на воде - к ненастью (к пущему дождю)

Солнце садится в морок - дождь будет

Солнце садится в облако - другой день ненастный

С тумана либо роса, либо дождь

Собака траву ест - к дождю

Галки стаями летают - к дождю

Собака мало ест, много спит - к дождю

Птица и воробьи в пыли купаются - к дождю

Ласточки шныряют низко - на дождь

Рыба не клюёт - перед дождём

Лягушки квакают - к дождю

Собака катается - к дождю и снегу

Солнце за тучку садится - к дождю

Когда дым, без ветру, бьет к земле, то это к снегу (летом к дождю)

Красные тучи до восхода - к дождю

Молния после грозы - дождь

Тусклый месяц - к мокрети

Месяц в синеве - к дождю

Первый гром при западном ветре - мокрая весна

0

49

приметы к ясной погоде, к теплу

Кошка крепко спит - к теплу
Кошка лежит брюхом вверх - к теплу
Кошка моется, лижет лапу - к вёдру
Ранняя роса летом, а осенью иней - к ведру
Вороны играют кверху, мошку толкутся - к ведру
Ласточки летают высоко - к вёдру
Комары толкутся - к вёдру
Мошки столбом - к вёдру
Икота - к вёдру
Высокая и крутая радуга к вёдру
Пушистые инеи - к вёдру
Звон в ушах зимой - к оттепели
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде
Солнце в краснах садится - к вёдру
Туман падает (не подымается) - к вёдру
Красные облака при закате - к вёдру
В правом ухе звенит - к теплу
Ясная, круторогая луна - летом к вёдру
Ясный месяц - к суху
Первый гром при восточном ветре - сухая и теплая весна; при южном - теплая, но много червя и насекомых будет

0

50

приметы к ветру

Солнце красно заходит - к ветру
Кольцо вокруг луны - к ветру
Гром зимой - к сильным ветрам
Кошка скребет пол - на ветер, на метель
Собака по снегу катается - к вьюге
Красные облака до восхода и при закате - к ветру
Молния зимой - к буре
Месяц в красне - к ветру

0

51

приметы к холоду

Кошка клубком - на мороз
Кошка морду хоронит - к морозу
Дым столбом - к морозу
Вороны каркают стаей - к морозу
В левом ухе звенит - к холоду
Ясная, круторогая луна - зимой к стуже
Крутой месяц - к холоду
Первый гром при северном ветре - холодная весна
Кукушка кукует на сухом дереве - к морозу

0

52

приметы по звону, зуду, ушибам, чиханию...

Голова чешется - брань на себя слышать
Правая бровь свербит - хвалят, левая - бранят
В правом ухе звенит - добрый помин, в левом - худой
У кого ухо горит, про того говорят: правое - правду, левое - ложь
Подошвы чешутся - к дороге
Губы зудят - к поцелуям
Усы чешутся - к свиданию, к целованию, к гостинцам, к лакомству
Уши чешутся к вестям, к дождю
В правом ухе звенит - к добрым вестям, в левом - к худым
Щеки чешутся или горят - к слезам
Левый глаз к слезам свербит, правый - на любимого человека глядеть
Правая бровь чешется - кланяться мужчине, левая - женщине
Правая бровь чешется - к свиданию с другом, левая - с лицемером
Бровь чешется - к поклону, к свиданию, к слезам
Лоб свербит - челом бить; с правой стороны - мужчине, с левой - женщине
Нос чешется - в рюмку глядеть
Переносье чешется - к покойнику; ноздря - к крестинам; сбоку - к вестям; кончик носа - к вину
В носу свербит - к радостной вести
Шея чешется к пирушке, либо к побоям
Правая ладонь зудит - получать, левая - отдавать деньги
Правая ладонь чешется - к прибыли, левая - к убытку
Ус чешется - перед гостинцем (гостинцы есть)
Локоть чешется - к горю
Чесать локоть - спать на новом месте
Подколенки чешутся - дорогу слышать
Девка палец иглой уколет - похвалу слышать
Девка локоть ушибет - холостой парень вспоминает
Язык укусить - кто-то бранит
В чужом доме поперхнешься - через год опять там быть
Если, выходя из дому, зацепишься, - скоро опять там быть
Спотыкнуться - кто-то бранью помянул
Чихнешь в понедельник натощак - к подарку, во вторник - к приезжим, в среду - к вестям, в четверг - к похвале, в пятницу - к свиданию, в субботу - к исполнению желаний, в воскресенье - к гостям
Добром, так вспомни, а злом, так полно (говорят икнувши)
Сам себя оплюешь - обнова будет
Правая нога в дороге озябнет прежде левой - к добру

0

53

прочие приметы

Тараканы или мыши из дому ползут - перед пожаром
Приходи вчера (заговор от лихорадки; также мысленный ответ домовому, коли почудится, что кто-то зовет по имени)
Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза
Глаз не чист, не хорош, черен
Коли ступишь на чужой след, то будут болеть ноги
На чужой след наступил (ломота в ногах)
Порчу отхаживают назад пятами (идучи задом)
Мыло за пазухой спасет от порчи
Против сердца две иглы накрест сохраняют от порчи
Хмель в сапоге спасает от порчи
Через порог не здороваться, не беседовать
Черт, черт, поиграй, да опять отдай (когда что потеряно, то перевязывают черту бороду: завивают ножку стола платком)
Луканька, поиграй, поиграй , да опять отдай
Чтоб леший не обошел (не сбиться с дороги), вывернуть себе рубаху наизнанку
На сколько голов клад положен, столько и кидай (клады кладутся с заклятием и даются только тому, кто исполнит зарок)
Клад просушивается (т.е. выходит иногда наружу огоньком)
До утреней зари не гляди в окно
Двоим одним рукотерником утираться, на том свете разодраться
Кошка на человека тянется - к обнове
Кошка моется - гостей замывает (зазывает)
По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают
Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробрасаешься
В одной избе разными вениками не мести: разойдется по углам богатство
Чтобы тараканы пропали: взять их столько, сколько жильцов в доме, и в лапте переволочь через порог и дорогу
Одежа наизнанку - либо пьян, либо бит будешь
На себе платье зашивать, пуговку пришивать - пришьешь память
Булавку на себя концом не подымай
Если найденная булавка лежит к тебе головой, вспомнил приятель; если острием к тебе, замышляет враг
Не плюй направо - там ангел-хранитель, плюй налево - там диавол
В нежилом доме нечисто. В нежилом доме одна нежить
При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку и петуха
Чтоб собака не сбежала, вырвать из шеи клок шерсти
Кто кошек любит, будет жену любить
Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку - наоборот
Пчела божья угодница (доставляет воск на свечи)
Пчела жалит только грешника
Родинка на таком месте, что самому видно, - к худу, а не видно - к добру
Перчатку потерять - к несчастью
Зеркало разбить - к худу
Дупло в срубе - не к добру
Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром, - к худу
Большой урожай рябины - к тяжкому году, к морозу
Большой иней на всю зиму - тяжелое лето для здоровья
Ключи на столе - к ссоре
Сын на мать походит, дочь на отца - к счастью, и наоборот
Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать
Кто родится в новолуние - живуч, долговечен
Обознаться в человеке - к свадьбе или покойнику
Ворон каркает - к покойнику
Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на волка
Ворон каркает на церкви - к покойнику на селе; каркает на избе - к покойнику во дворе
Прилетела на свою голову (о птице, залетевшей в избу, если успеют поймать ее и сорвать голову)
Коли собака ночью воет, то перевернуть под головам подушку, сказав: "На свою голову!" - и она замолкнет
Не называть, лаская, котят мышатами: мать загрызет их
Икона упадет - к покойнику
Если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет
Кто вербу посадит - сам на себя заступ готовит (умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату)
Сорока даром не щекочет (либо к гостям, либо к вестям)
Сор при покойнике вымести - всех из дому выносить
Гул в трубе - душа покойника пришла
Зеркала в доме, где покойник, завешиваются, чтоб он не мог в них смотреться
Ком могильной земли к сердцу - скорбь отляжет
Кто обмирал и был на том свете, тому, под большим страхом, запрещено говорить три слова (неизвестно какие)
Землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед
Гроза - милость божья (в прямом и переносном смысле)
Загорелось от милости божьей (от грозы)
Умер от воли божьей (от грозы)
Человека не пощажу, а тебя достану (говорит бог диаволу, поражая его громовой стрелой)
Если первый гром с полудня (с юга), грозное лето будет
До грозы лягушка не квакнет (т.е. до первой грозы)
Пожары обходят с иконами или становятся по углам с иконами
Если вокруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдёт
Голубь и ласточка - любимые богом птицы
Под которой кровлей голуби водятся, та не горит

0

54

  Какая будет погода?

 

Много желудей на дубе - к холодной зиме.

Много ягод на рябине - к холодной зиме.

Если осенью листопад пройдет быстро - будет суровая зима.

Туманный круг около солнца - к метели.

Солнце закатывается в тучу - к бурану.

Рога луны остры и ярки - к ведру, круты - к морозу.

Месяц нарождается: лежа - к теплу, стоя - к морозу.

Молния зимой - к буре.

Снег идет большими хлопьями - к ненастью и мокроте.

Ясное небо - к морозу.

Зимою небо заволакивается - к метели.

Звезды сильно блестят - к морозу.

Ночью луна чуть красновата - ветер на завтра принесет тепло и снег.

Воробьи дружно чирикают - к оттепели.

Вороны садятся на вершины деревьев - к морозу, на нижние ветки - к ветру.

Кошка скребет пол - к ветру и метели.

У зайцев шерсть побелела - зима близко.

Зайцы держатся около жилья - к морозам.

Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.

Синичка с утра пищит - ожидай ночью мороз.

Зимою мухи начинают летать по комнате - к оттепели.

Если в мороз запотели окна - жди потепления.

Куры рано на насест садятся - к морозу и чем выше. тем сильнее мороз.

Деревья покрылись инеем - к теплу.

Сухой и легкий снег - к сухому лету.

Если ночью будет иней - днем снега не выпадет.

0

55

Март-протальник

Имя свое месяц март получил в честь древнего бога войны Марса. На Руси его звали капельником, протальником, весновеем, грачевником.

"Как зима ни злится, а всё равно весне покорится." "Март морозам на нос садится." "Ни в марте воды, ни в апреле травы."
Март – время прилета пернатых.

Март февралю-бокогрею — младший брат. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. С марта-пролетья весна начинается. С крыш хоть и капает, а мороз за нос цапает. Март и снегом сеет, и солнцем греет. Мартовский гром — признак плодородия. В марте облака плывут высоко и быстро — к хорошей погоде. Частые мартовские туманы — признак дождливого лета. Кукушка часто и сильно кукует по весне — верный указатель приближающегося тепла.

В первой пятидневке марта ожидай первое таяние снега, а в начале второй начинается сокодвижение в березах и кленах.
В конце марта у медведей пошли «потягушеньки».
Если в марте вода не течет, то в апреле трава не растет.
На исходе марта щука хвостом лед разбивает.
В марте осина ярко зеленит кору, раскрытые почки обметает пушок.

3 марта — замечено: если ранняя весна, то быть большой талой воде.
5 марта — День Льва Катанского. День «катыша». Зима на исходе, так успей на санках покататься. В этот день снег тает впервой. В старину верили, что если кто в этот день заболеет, тот умрет.
6 марта — день Тимофея–Весновия. Пришел Тимофей, так тепло у дверей. Тепло веет — стариков греет. Говорили: дожить до Весновия, а там весна не страшна.
7 марта — наст на добро горазд. Возили крестьяне в этот день на поле навоз. Пока крепок наст, удержать сани горазд.
8 марта — пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками. Хоть и наступает тепло, но надо помнить, что с 8 по 15 марта надо ждать возврата холодов.
9 марта — Обретение. С этого дня птица завивает (обретает) гнездо. Птичье потение — гнезд обретение. Из теплых сторон летит перелетная птица. 9 марта — Дмитриев день.
10 марта — вешняя дрема, сон валит слабых со всех сторон. Вешняя дрема лохмата кудрями, машет руками, глаза с поволокой заводит в потолоки. Не зря подмечено: с Тарасия не спят днем — кумоха нападет.
12 марта — Прокоп–Перезимник дорогу рушит. Прокоп увяз в сугробе. У воды нос остер — пробивается всюду, уже под копытами капля проступается.
14 марта — Евдокия-Подмочи порог. В старину этот день считался первым весенним днем, первой встречей весны. Евдокия весну снаряжает. Евдокия красна – все весенние праздники будут ведренны, урожай на огурцы, капусту и грузди. Новый месяц на Евдокию – быть лету мокрому. На Евдокию снег – урожай, теплый ветер – мокрое лето, ветер с севера – холодное лето. Какова Евдокия – таково лето.
15 – Федот – снежный занос. На Федота метель, ветер – долго травы не будет.
17 марта — Герасим Грачевник – грачей пригнал. В этот день ожидали прилета грачей — вестников весны. В старину говорили: прилетели грачи, стали зиму толчи, пить снеговое молоко, грач зиму расклевал. Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна.
18 марта — Огородник велит гряды навозить. Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка. Утренники — весенние морозы, что случаются до восхода солнца, — с этого дня будут один легче другого. По народному поверью их будет сорок. Сорока в этот день свое гнездо строит. И кладет в него (как старые люди говорили) сорок палочек.
20 – Василий Капельник – с крыш каплет. Ледовая наковаленка, как колокол: на всю округу слышно: «Дон-динь!» Звонкие капели. Говорили: придет батюшка Василий–Капельник — и зима заплачет.
21 марта — Вешнее равноденствие.
22 – День 40 великомученников – 40 птиц прилетают. В этот день пекут жаворонков. Вторая встреча весны. Зима кончается – весна начинается. Чайка прилетела – скоро лед пойдет, весна начинается: жаворонок – к теплу, зяблик – к стуже.
23 марта — холодный ветер в спину — не выжить зиму.
25 марта — Феофан нагоняет туман. Была примета, что туман предвещает урожай на лен-долгунец и коноплю. В этот день в первые часы дня выходили на улицу.
26 марта — тропинки чернеют.
27 марта — Федор-скотник. На это весеннее время приходится линька скотины. В этот день выводили хозяева свою скотину во двор, чистили, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия.
28 марта — если чайка прилетела, скоро лед сойдет.
29 марта — сани покинь, телегу подвинь. До большой воды надобно было снарядить телегу — и колеса крепить, и оглобли ладить.
30 марта — Алексей теплый. Алексей — с гор вода. Алексей — божий человек. На Алексея на юге доставай ульи. Рожденный в этот день наделен добрым нравом, возле него спокойно, легко. Его мудрая уступчивость порой отзывается в людях непониманием.

"Покинь сани, снаряжай телегу." В начале марта в зимних теплицах размещают рассаду томатов, в ранних парниках сеют на рассаду белокачанную и цветную капусту, в середине марта – некоторые сорта огурцов.

Тяжелый труд закончен. Как светло.
Движение в стволах произошло.
Все ярче тени и чернее снег.
Стремительный свершится бег.

0

56

Уже апрель!
Дожили до травки и тёплых ветров.
По народному календарю "с апреля земля преет".
"Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит, что-то будет."
"Играй пока, матушка Ока, апрель на дворе."

У второго месяца весны много народных примет. Заметь, к примеру, что коли весной у берёзы много сока - жди дождливого лета. Но будем надеяться, что лето не будет ни дождливым, ни засушливым.

Колокольчиков зеленых в поле собирай,
На их легких перезвонах в небушко взлетай.

Апрель-водолей, цветень
1 – Дарья-грязные проруби. С Дарьи холсты белят.
4 - Василий-тёплый. На Василия теплого солнце в кругах - к урожаю.
7 - Благовещение. На Благовещенье весна зиму поборола. Третья встреча весны. Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год (как 1 января). Каково Благовещение, такова и светлая неделя. Покров не лето, Благовещенье не зима. С Благовещения осталось сорок морозов (утренников). На Благовещение солнце ярко - быть грозному лету, гроза - тёплое лето, урожай, пасмурно - нет хорошего урожая. На Благовещение ночь тёплая - весна дружная. На Благовещение на крышах снег - то ему лежать до Егория (6 мая). На Благовещение дождь - родится рожь. Накануне Благовещенья сеют горох.
"На Благовещение птица гнёзда вьет, девица косы не плетёт".
На Благовещение без ласточек - холодная весна. Благовещение - птиц на волю отпущение.
8 - Гавриил. "В день Гавриила выверни оглобли из саней".
9 - Матрёна-наставница (от насту, окреплого снегу). Матрёна-полурепница. "Щука хвостом лёд разбивает." Отбирают половину репы для семян. Овсянка прилетела и поёт: "Покинь сани, возьми воз".
14 - Марья-зажги снега. Снег под кустом растаял. Начало половодья. Если на Марью разлив, то травы будет много. Марии пустые щи (запас капусты выходит).
16 - Никита. Если на Никиту лёд не прошёл, то лов рыбы будет плохой.
18 - Федул. Пришёл Федул - тепляк подул. На Федула растворяй оконницу. На Федула сверчки просыпаются. Федул - губы надул (ненастье).
21 - Родион-ревучие воды, ледолом. Встреча солнца с месяцем: добрая (ясный день) - хорошее лето, худая (ненастье) - плохое лето.
24 - Антип. Антип воду распустил. На Антипа воды не вскрылись - лето плохим простоит.
25 - Василий Парийский - землю парит. Выверни оглобли, закинь сани на поветь. Медведь встаёт, выходит из берлоги.Заяц, заяц, выскочи из куста! Зайцы бегают днём.
27 - Мартын-лисогон. Переселение лисиц из старых в новые норы.
28 - Пуд, доставай пчёл из под пуда (на севере и востоке достают улья).
29 - Ирина-урви берега, разрой берега, заиграй овражки.
30 - Зосима-пчельник. Зосима (заступник пчеловодов): расставляй улья на пчельнике.

Пасха в этом году 4 апреля - первое воскресенье после первого весеннего новолуния. Великий пост - 7 предпасхальных недель. Светлая неделя - первая неделя после Пасхи. Красная горка - воскресенье на светлой неделе. Фомина неделя (следующая после светлой) - начало пахоты. На пятой неделе после светлой всегда дожди "живут".

0

57

Вербное воскресенье: какие народные поверья и приметы с ним связаны?

http://shkolazhizni.ru/img/content/i78/78608.jpg

28 марта русская православная церковь празднует Вербное воскресенье. В соответствии с церковным календарем это великий двунадесятый праздник, являющийся переходящим, так как всегда отмечается в шестое воскресенье Великого поста за неделю до Пасхи, которая в этом году ранняя. Вербное воскресенье – это народное название, в церкви же он называется праздником Входа Господня в Иерусалим.

Считается, что христиане стали отмечать этот праздник в IV веке, на Руси он празднуется с X века. В соответствии с Библией, с праздником связано два события. Воскрешение в предшествующий день Лазаря, подтвердившее людям, что Иисус является посланником Бога, и торжественный вход Иисуса в Иерусалим, где он был торжественно встречен жителями. В город Иисус въехал на осле, а собравшиеся приветствовали его, размахивая пальмовыми ветвями; они устилали дорогу этими ветвями и своими одеждами.

Въехав в город, Иисус объявил народу: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Ныне суд миру сему. И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Этим он дал знать людям, что смерть его близка, но примет он её ради их спасения.

В теплых странах праздник Входа Господня в Иерусалим традиционно встречают с ветвями пальм. На большей территории Руси к этому времени листья на деревьях еще не распускались, а ветви хвойных деревьев использовать нельзя, так как они традиционно применялись при погребальных обрядах. Поэтому и выбрали вербу, иву, ракиту или другие подобные деревья, на которых к этому времени начинают набухать и распускаться почки соцветий.

Когда на Руси появилась традиция использовать в праздник ветви вербы, неизвестно. Существуют описания празднования Входа Господня в Иерусалим в Москве в XVI веке. Тогда во время крестного хода в процессию включали богато украшенные сани, на которых устанавливали дерево, увешанное искусственными цветами и южными плодами, среди которых обязательно были финики, как память о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса. После окончания церемонии все, что было на дереве, отдавали народу.

К концу XVI века церемонию упростили, изготавливать дерево перестали, а народу стали раздавать освященные ветви вербы. Видимо, верба и раньше использовалась в этот день, олицетворяя собой пальмовые ветви. Во всяком случае, многие обрядовые действия и поверья, связанные с освященными веточками вербы, возникли явно раньше XVI века.

Известно, что в XVIII-XIX веках верующие уже освящали большие букеты (пучки) веточек вербы, которые часто украшали фруктами, цветами, фигурками херувимчиков. Освященную вербу хранили в течение года, постепенно расходуя при проведении различных ритуалов и обрядовых действий.

В народе считалось, что освященная верба обладает целебными свойствами, оберегает от нечистой силы. Поэтому веточками вербы прикасались к людям, желая им здоровья, их ставили у изголовья больных, а детей ими даже стегали, чтобы росли здоровыми и не болели. Распускающиеся почки вербы использовали как лекарство от болезней. При головной боли веточку вербы прикладывали к голове или носили под головным убором. При суставных болях и ревматизме их приматывали к больным местам. В растолченном виде высушенные почки вербы использовали для лечения кожных болезней и ран, добавляли в растительные лекарственные сборы, а также в хлеб и различные выпечки. Иногда выпечку специально делали в форме вербных почек. Из раскрывающихся почек варили «вербную» кашу.

Ветки вербы развешивали в углах комнат, украшали ими иконы в красном углу. Считалось полезным съесть несколько почек вербы перед началом серьезного дела, тогда ему будет обязательно сопутствовать успех. Их ели и перед тем, как отправиться в дальний путь. По народному поверью, верба не только исцеляла, но и укрепляла физически, придавала смелости и решимости. Поэтому робкие юноши носили обереги с почками вербы, а колышек из её ветки вбивали в стену избы над местом, на котором спали.

В ряде регионов новобрачных стегали ветками вербы или осыпали почками, что должно было способствовать появлению здорового потомства. Ветки вербы клали под перину брачного ложа. При бесплодии женщины съедали по десять почек вербы через пять дней после окончания очередных месячных, и носили амулеты с почками на шее.

Обязательно вербу укрепляли над входом в помещения для домашнего скота и птицы, вешали в сараи и амбары. В Вербное воскресенье ветками стегали домашний скот, чтобы не болел и давал хороший приплод, кроме того, их могли привязывать к рогам или вплетать в гривы, добавлять в корм. Первый выгон скота на пастбища обязательно проводился ветками вербы. Считалось, что скот в этом случае не отравится ядовитой травой, не заблудится и не станет жертвой воров или хищных животных.

При начале пахоты веточку вербы втыкали в первую борозду. В некоторых регионах измельченные почки вербы добавляли в семена при посеве. В саду ветки вербы привязывали к плодовым деревьям или втыкали в землю под ягодными кустами.

Магические свойства вербы использовали для борьбы со стихийными бедствиями и природными явлениями. Считалось, что освященная верба предотвращает попадание молнии в дом, не дает граду побить посевы, успокаивает ветер и утихомиривает бурю. При пожаре вербу старались бросить в огонь, так как она поможет воде его потушить и не даст перекинуться на другие строения. Ветки, брошенные в период ледохода в воду, предотвратят большой паводок.

Освященная верба помогала искать клады. Если в каком-то месте с веточки начинали опадать почки, значит, здесь и следовало копать, предварительно прочитав специальную молитву, снимавшую с клада зарок недоступности. При помощи вербы выявляли колдунов и ведьм. Если в Великую субботу после возвращения из церкви сжечь в избе под иконами веточку освященной вербы, то человек, пришедший в дом до сумерек с просьбой дать ему огня, явно знается с нечистой силой.

Целебные и магические свойства верба сохраняла целый год. Если к Вербному воскресенью оставались неиспользованные прошлогодние веточки вербы, их не выбрасывали, а сжигали, бросали в реку или в ручей, но только не в стоячую воду. Пруд или озеро для этих целей не подходили.

Новые ветки вербы перед освящением можно было срезать только с нестарых деревьев, на которых не было замшелой коры и повреждений. Категорически запрещалось брать ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем. Не рекомендовалось брать ветки с деревьев, которые склоняются над водой, ведь по ночам на них могли отдыхать водяные и русалки.

Отдельные приметы и поверья были связаны и с самим Вербным воскресеньем. Если в этот день морозно, но ясно – будет хороший урожай яровых хлебов. Если ночью подморозило и на земле появился хрусткий лед – уродятся огурцы и капуста, которые будут хороши для засолки и квашения. Если в этот день дует ветер, лето будет ветреное, возможны и бури. А если день теплый и светит солнце – жди летом отличной погоды и хорошего урожая.
Накануне Вербного воскресенья верующие, как и многие века назад, приходят в храмы, чтобы на праздничном всенощном бдении освятить веточки вербы, которые будут храниться у них в течение года. Хочется верить, что освященная в этот день верба поможет им сохранить здоровье и принесет благополучие в их дома.

0

58

«День честности» 2 апреля. Кто его придумал?

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он сознательным слугою лжи... или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих, и современников.
А. Солженицын. «Жить не по лжи». 1974

Шестиклассник Юра Фонарев 1-го апреля сильно пострадал от дурацкого обычая дурацкого дня дураков – обманывать всех и каждого. Вот он и решил, что если есть день, в который все всех обманывают, то должен же быть день, в который все всем говорят правду. Идею сделать 2-е апреля днем честности, когда ни под каким предлогом врать нельзя, он предложил своим одноклассникам, и шестой класс «Б» эту идею поддержал.

Ни одно доброе дело не остается безнаказанным. За воплощение в жизнь своей прекрасной идеи отважным шестиклассникам пришлось расплачиваться по полной. Не лгать хотя бы один раз в году оказалось очень не просто. Об этом как раз и написан рассказ «Второе апреля». Пересказывать его сюжет я не стану. Не хочу лишать тех, кто его еще не читал, удовольствия личного знакомства с одним из лучших образцов прозы писателя И. Зверева (1926-1966). Тем более, что рассказ небольшой и его легко отыскать в Интернете. Это мне известно абсолютно точно. Несколько лет назад я лично отсканировал, вычитал и выложил в Сеть книжку, в которой кроме знаменитого «Второго апреля» было еще несколько рассказов, повестей и статей этого забытого ныне писателя.

Даты жизни И. Зверева говорят сами за себя. Он – из поколения, по которому не успел проехаться танк войны. Ребята 1925-1926 года рождения на фронт уже не попали. Судьба приготовила им иную участь.

Они стали деятельной частью советского общества ко времени, которое позже назовут «оттепелью». Власть, безжалостно тащившая страну к «светлому будущему», вдруг потеряла ориентиры и ослабила свою мертвую хватку. Стали дозволять и то, и это. Разрешалось даже такое своемыслие, о котором раньше и подумать было страшно.

К тому же после 12 апреля 1961 года впервые за много лет правдой оказались слова, некогда опрометчиво провозглашенные В. Маяковским: «У советских собственная гордость». Тяжелая, а тем более легкая промышленность Страны Советов повода для всемирной гордости никогда не давали. Но советской наукой и искусством, как оказалось, еще вполне можно было гордиться. Весь мир знал Г. Уланову, весь мир узнал Ю. Гагарина. Один из рассказов И. Зверева, кстати, назывался «Всем лететь в космос».

Ю. Визбор, младший из «оттепельного» поколения, позже иронически сформулировал: «Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей». У него уже был повод для иронии. Но, разглядывая кинохронику и фотографии начала 1960-х, видишь: в те годы СССР еще не отстал навсегда от развитых стран. Еще можно было занять подобающее место в мировом сообществе. Вот только еще немного напрячься!..

Заметим из своего прекрасного далека, что напрягаться в этот раз следовало как раз не «простым людям». Они уже отдали все, что могли. То, что Советская страна в те годы стала мировой державой, на 99 процентов было обеспечено их потом, их муками и их жертвами. Теперь дело было за большими начальниками. Рабский труд уже явно стал не эффективен. Следовало менять систему управления, построенную в прежние годы всякого рода «эффективными менеджерами». Дело тяжелое и жестокое, чреватое инфарктами и инсультами.

Тридцати- или сорокалетние «мальчишки», грезящие революциями, пусть даже и мирными, эти болячки еще в расчет не принимают. А вот утомленные жизнью и страхами высшие партийные руководители 1960-х – очень даже. У них уже не было сил, а главное, желания отказываться от «священных принципов», перестать, наконец, лгать самим себе и управляемому им народу. Хотя «правду говорить легко и приятно», как утверждал герой еще не читанного страной романа М. Булгакова.

Нет, пожалуй, нелегко и, пожалуй, неприятно – поняли в конце устроенного ими «дня правды» шестиклассники. Однако необходимо – сделал вывод устами их родителей И. Зверев. Иначе нынешнее поколение советских людей не будет жить, как обещали тогдашние начальники, при коммунизме.

Поколение И. Зверева еще вполне лояльно относилось к этому слову. «Коммунизм» был синонимом прекрасного будущего, которое, может быть, и не наступит через двадцать лет, но наступит обязательно. В котором все будут молоды (по крайней мере, душой), безусловно здоровы, безусловно сыты и по возможности счастливы. Это светлое будущее уже описал в своем романе И. Ефремов. О нем так живо и интересно рассказывали братья Стругацкие. Потому в пришествии этого счастливого времени почти никто не сомневался.

Сейчас оптимистичная проза И. Зверева даже кажется немного наивной. Но корить автора за это не стоит. Он честно писал о том, что видело, во что верило, на что надеялось его поколение. Он не кривил душой до самой своей преждевременной смерти. Оказывается, инфаркты случались и у «мальчишек».

Ранняя смерть на излете «оттепели» освободила писателя от нелегкого пути разочарований, пессимизма и измен. Всего этого с избытком хлебнули его сверстники, которых нынче кличут «шестидесятниками». В том, что такой путь ему был бы гарантирован, сейчас не сомневаешься так же, как первые читатели Стругацких не сомневались в том, что мы с вами будем жить в светлом, коммунистическом, будущем.

Вне всякого сомнения, конфликтов с начальством, решившим оставить все, как было прежде, и даже немного «закрутить гайки», И. Зверев не избежал бы. Хотя бы потому, что по паспорту литератор Илья Зверев был Изольд Юдович Замберг. Чтобы с такой фамилией, именем, а уж тем более отчеством продвигаться по советской писательской стезе, нужно было быть человеком абсолютно беспринципным, очень бессовестным и, по возможности, лишенным какого-либо писательского таланта. Ни одним из этих «достоинств» И. Зверев не обладал. Так что ему предстояло повторить путь Иосифа Бродского, Наума Коржавина или Александра Галича.

Либо, испугавшись «страшной» заграницы, где, как считалось, русскому писателю жизни нет, стушеваться, превратиться в рядового советского литературного работника. Слегка фрондирующего, но в общем, на рожон не лезущего.
И каждый год тщательно вымарывающего в настольном календаре день 2-е апреля...

+1

59

Какие народные поверья, приметы и обряды были связаны с Пасхой?

http://s61.radikal.ru/i172/1004/77/5a6a1f5a048c.jpg

С Пасхой традиционно связано значительное количество народных поверий, примет и обрядов, которые формировались веками, включив в себя немало элементов, сохранившихся с языческих времен.

Ритуальные действия начинались еще на Страстной неделе. Большинство их приходилось на Чистый четверг. Естественно, что в этот день все мылись и всё основательно отчищали. Воду после мытья старались выливать подальше от двора, чтобы грязь не вернулась в дом. Молодежь, достигшая брачного возраста, традиционно мылась на заре, а полотенца после вытирания или вывешивали на забор, где их мог забрать любой прохожий, или дарили нищим, или после пасхальной службы отдавали оброшнику, который вместе со священником будет обходить дома для молебна, неся икону или хоругвь. Считалось, что это способствует скорой и удачной женитьбе.

В Чистый четверг забивали скот, как для праздничного стола, так и для заготовки мяса и сала впрок. Запасы, сделанные в этот день, должны были долго храниться без порчи. В некоторых деревнях в этот день просеивали всю имеющуюся муку и перебирали крупу. Старались напечь побольше хлеба и куличей, которые по поверью будут иметь целебные свойства. Сухари из такого хлеба хранили долго и использовали для лечения людей и скота. Особыми свойствами обладали и куриные яйца, снесенные в этот день. Их обязательно освящали, так как именно «чистые» яйца имеют двойную силу по сравнению с другими освященными яйцами.

Кстати, наиболее известными обрядами, которые соблюдаются и в наши дни, были именно пищевые. На Пасху красили куриные яйца, готовили творожную пасху и пекли куличи, которые после пасхальной службы освящали в церкви. Обычный «чистый» хлеб не освящался, ему особые свойства придавал день выпечки, но они, естественно, были «слабее», чем у освященных куличей. Интересно, что творожные пасхи получили больше распространения в городах, в селах же предпочитали именно куличи. Из своего детства помню, что в сибирской деревне именно куличи называли «пасхой».

На Руси особо почитались пасхальные яйца. Исстари их красили в красный или близкие к нему цвета. В деревнях для этого чаще всего использовали луковую шелуху. Традиция расписывать яйца появилась довольно-таки поздно и больше характерна для городов. Именно с пасхальными яйцами связано больше всего народных примет и поверий.

Воду, в которой варились пасхальные яйца, не выливали, ею умывались девушки и молодые женщины, чтобы иметь красивый цвет лица. Пасхальное застолье всегда начиналось с освященных яиц, которых по традиции каждая семья относила на освящение целое лукошко. Причем, первое яйцо делили на части по количеству едоков за столом, считалось, что это способствует укреплению семьи, поддержанию в ней взаимной любви и уважения. Магические свойства приписывались не только пасхальным яйцам, но и их скорлупе, которую не выбрасывали, а хранили для использования в различных ритуалах. Несколько недель после Пасхи для магических действий использовались сами яйца, а затем только их скорлупа.

Считалось, что пасхальное яйцо, зарытое в огороде или на поле, обеспечит плодородие, высокий урожай и не даст расти сорнякам. Яйцо, спрятанное в хлеву, спасет животных от болезней, увеличит надои и приплод. Даже потерянные вещи искали при помощи яйца, которое заворачивали в тряпицы, чтобы не разбилось, и бросали в разные места в избе, в хлеву, во дворе. Места, куда упало яйцо, внимательно осматривали, случалось, что при этом и на самом деле находили потерянные предметы. Даже отправляясь искать заблудившуюся корову или овцу, брали с собой пасхальное яйцо или скорлупу.

Пасхальное яйцо имело свойства оберега на многие случаи жизни. На Руси считали, что оно оберегает людей и скот от болезней и увечий, помогает в лечении, предотвращает кражи, спасает от пожаров и способствует их быстрому тушению – в загоревшийся дом или хлев всегда старались бросить яйцо. В некоторых местах крестьяне скорлупу от пасхальных яиц носили в небольших кисетиках на шее рядом с крестильными крестами. Это был один из немногих оберегов, на который духовенство смотрело «сквозь пальцы».

Особые свойства приписывались освященным куличам и творожным пасхам. Естественно, что для магических действий больше использовались куличи, так как в высушенном виде они могут храниться очень долго. В некоторых местностях даже готовили «скотские» пасхи и куличи, только освящали их не в церкви, а при обходе дворов священником. Их затем скармливали скоту и домашней птице, а оставшиеся крошки рассыпали в огороде и на поле.

Интересно, что особые магические свойства приписывались всему, что осталось после первой пасхальной трапезы. Вариантов использования было несколько. В посуде с пасхального стола объедки и кости выносили домашним животным, а в ряде мест их закапывали в огороде и на поле.

Особые пасхальные поверья были связаны с умершими. В Пасху традиционно приходили на кладбище «похристосоваться» с умершими родственниками, которым оставляли на могилах пасхальные яйца, куски пасхи и кулича. Чаще всего пасхальные приношения крошили, чтобы их могли склевать птицы. Считалось, что в образе птиц в эти дни на землю спускаются души умерших, которые за память о них и пасхальное угощение в течение года будут покровительствовать живым родственникам. На могилах можно было высказать умершим и несколько просьб, но только важнейших, чтобы не обременять усопших земными заботами.

Считалось, что в пасхальную ночь с душами усопших родственников можно повидаться в церкви. Когда все прихожане выходят их храма на крестный ход, души умерших материализуются, чтобы приложиться к святым иконам. Но происходит это только при условии, что в церкви никого нет или остался только один человек, стоящий на коленях с закрытыми глазами. Чуть приоткрыв глаза, он сможет увидеть умерших, но шевелиться или задавать им вопросы нельзя. А вот на кладбище в пасхальную ночь с умершими можно общаться, но пришедшему они не покажутся, а только ответят на несколько вопросов.

Любопытно, что среди стариков считалось за счастье умереть в пасхальную неделю, так как любой умерший в эти дни, какие бы грехи его не отягощали, сразу же попадает в рай. Таких покойников полагалось хоронить с радостью и не голосить над ними.

Бытовало и поверье, связанное с колокольным звоном. Считалось, что в пасхальные дни колокольный звон обладает особой силой, способной излечивать больных, способствовать жизненному успеху и исполнению желаний. В эти дни вход на колокольни был свободный, и ударить несколько раз в колокол мог любой желающий. Видимо, добровольные звонари старались от души, так как даже появилось выражение «пасхальный звон». В наши дни эта традиция если и сохранилась, то только в небольших деревенских церквях.

Существовало много пасхальных поверий, связанных с нечистой силой. Считалось, что в эти дни она наиболее озлоблена, теряет над собой контроль и её можно не только увидеть, но даже поиздеваться над ней.

Кроме общепринятых свои поверья и обряды были в разных регионах, у представителей различных социальных, профессиональных и даже возрастных групп населения. Какими бы странными ни казались некоторые пасхальные обряды и поверья, все они основывались на глубокой народной вере в то, что в дни, когда празднуется воскресение Христа, многое приобретает сакральные свойства и способно оказывать людям помощь в их нелегкой повседневной жизни.

0

60

Как праздновать Пасху?

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

На пасхальной Литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!»

Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Почему нельзя на Пасху ездить на кладбище?

Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

Христосование

На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами «Христос Воскресе!» приветствовали первыми, а старшие отвечали им: «Воистину Воскресе!».

Мы делаем так потому, что радость Воскресения Христова переполняет нас, а песнопения Пасхальной службы учат, что все люди действительно братья, и от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас.

В церкви поют на Пасху: «Сегодня день Воскресения. Просветимся этим торжеством и друг друга обымем. И скажем друг другу: „Братья”, и ненавидящих нас простим всё ради Воскресения Господа, и всем скажем „Христос Воскресе”».

http://s14.radikal.ru/i187/1004/05/c1f34678afa7.jpg

+1


Вы здесь » Ключи к играм "Багира & Таня" форум » Калейдоскоп » Культурное наследие


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC